Перейти к содержимому


Фото

Шумоизоляция (статьи)


  • Please log in to reply
2 ответов в этой теме

#1 OFFLINE   Denis_ka

Denis_ka

    Клубный энциклопедист

  • Administrators
  • 15 589 сообщений
  • ОткудаРоссия, Владимир
  • Авто:
    1,4 TSI Manual 2T(LC9X) без подлокотника и без 2х л :)

Отправлено 30 августа 2010 - 11:44

[*:3pcbuaup] [spoiler=Что такое шум и как с ним бороться]Салон автомобиля часто становится сосредоточением всевозможных шумов, в первую очередь внутренних. Например, слышен стук колес о неровности дороги или скрип деталей панелей. Ведь многие детали в пути испытывают вибрацию и являются дополнительными источниками стука, гула и т. д.
Длительная поездка в такой машине с высоким уровнем шума, безусловно, приводит к быстрой утомляемости водителя и, как следствие, снижает безопасность движения. В результате, сегодня покупателя интересует не только новая модель автомобиля, но и то, насколько он удобен в эксплуатации. Каждый водитель хочет обладать "тихим" авто, комфортным и уютным в салоне и не "заглушающим" окружающую среду. Поэтому требования современного рынка - автомобиль с НИЗКИМ УРОВНЕМ ШУМА.
Сегодня уже никому не надо доказывать необходимость проведения специальных мероприятий для шумо-, виброизоляции салона автомобиля. Согласитесь - приятно ехать в автомобиле, в салоне которого тихо, ничто не дребезжит и не вибрирует, а при установке в машине хорошей аудиосистемы эффективная шумоизоляция - процесс выявления шумящих элементов конструкции автомобиля и устранения причин их возникновения - непременное условие для того, чтобы добиться качественного звучания.

Шум в вашем автомобиле:
источники и пути распространения

Прежде чем говорить об антишумовых мероприятиях в отношении автомобиля, необходимо четко представлять себе саму природу автомобильных шумов, их генезис и структуру. Что такое шум вообще? Шум – это беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Проще говоря, под шумом понимают разного рода нежелательные акустические помехи при восприятии речи, музыки, а также любые звуки, мешающие отдыху, работе, в том числе и комфортной поездке в автомобиле.
Одной из целей фундаментальных исследований природы шума является изучение структуры шумов в источнике и характер их распространения для уменьшения вредного воздействия этих шумов на организм человека. В зависимости от интенсивности, характера, уровня, частотного состава шумов, а также индивидуальной чувствительности человека к шуму, это воздействие может проявляться как в простом ухудшении настроения, так и в более серьезных формах - тяжелое переутомление, значительные расстройства деятельности ЦНС, нарушение функций органов слуха и т. д.
Различают шум внешний, оказывающий воздействие на окружающих, и шум внутренний, оказывающий воздействие на водителя и пассажиров.
Относительно автомобилистов ситуация еще более осложнена: высокий уровень шума в салоне – потенциальное снижение безопасности движения. Вот почему международные стандарты по внешнему и внутреннему шуму (Евростандарт – не более 74 db; отечественный ГОСТ 27435 – не более 78 db) пересматриваются каждые 2 года, ужесточаясь на 2-3 db. А снижение шума на 3 db субъективно воспринимается человеком как снижение звукового давления примерно в 2-5 раз ( в зависимости от количественного уровня шкалы).
Однако полагать, что когда-нибудь, пусть даже в далеком будущем, автомобиль станет абсолютно бесшумным, по меньшей мере, наивно. Шум – неотъемлемая часть этого мира и, в частности, механизмов, в нем действующих. Специалисты по шумоизоляции ставят перед собой другую, более реальную задачу – укротить шум, трансформировать его до безопасного, комфортного звучания.
По природе происхождения шумы делятся на воздушные и структурные. Средой распространения воздушного шума является воздух, структурного - твердое тело. Применительно к автомобилям это выглядит так: работающий двигатель через элементы крепления передает вибрацию на кузов, панели которого в зависимости от степени вибрации издают более или менее интенсивный звук - структурный шум. В связи с этим, источники структурного шума на автомобиле условно можно разделить на две группы:
первичные (рис.1) - двигатель, трансмиссия, система выпуска отработанных газов, шины, потоки воздуха, обтекающие автомобиль при движении (аэродинамический шум);
вторичные (рис.2) - металлические панели кузова (пол, крыша, крылья, двери, арки колесных ниш и т.д.), крупногабаритные пластмассовые детали интерьера автомобиля (панель приборов, формованные накладки дверей, декоративный кожух переднего пола под рукоятку КПП, накладки стоек), мелкие металлические конструкции (тяги привода замков, стеклоподъемников и т. п.).

Воздушный шум от первичных источников проникает в салон автомобиля через неплотности кузова (дверные проемы, технологические отверстия переднего пола), а также через поверхность остекления машины. (Соответственно, чем толще стекло и панели кузова, тем выше их звукоизоляционные свойства). Шум от первичных источников зависит и от их конструкции: чем рациональнее конструкция двигателя, трансмиссии, системы выхлопа, шин, тем ниже уровень воздушного шума, приходящего от источников воздушным путем.
Структурный шум проникает в автомобиль через элементы подвески к кузову силового агрегата, трансмиссии, системы выхлопа, ходовой части. Вибрация, передаваемая через элементы подвески, заставляет колебаться все без исключения панели кузова, которые в свою очередь излучают шум. Кроме того, звук, излучаемый элементами системы выхлопа (трубами, резонатором, глушителем), приводит к дополнительному возбуждению пола машины, что вносит ощутимый вклад в общий уровень внутреннего шума.
Отраженный звук - звук, получающийся при отражении звуковых потоков, издаваемых первичными источниками, от дорожного покрытия - также вносит немалую долю в общий уровень шума в салон автомобиля.

Методы борьбы с шумами:
конструктивный и пассивный

Существующие методы борьбы с шумом можно разделить на конструктивные и пассивные. Название первых говорит само за себя: это применение отбалансированных силовых агрегатов и узлов трансмиссии; правильный подбор и расчет эластичных элементов подвески силового агрегата, трансмиссии, ходовой части, системы выхлопа; правильный расчет конструкции системы выхлопа и определение точек ее подвески к кузову; правильное моделирование конструкции кузова и его жесткости; выбор прогрессивных конструкций уплотнителей окон и дверных проемов и т. д.
С сожалением приходится констатировать, что в настоящий момент в России конструктивные методы борьбы с шумами, будь то применение отбалансированных силовых агрегатов и узлов трансмиссии, правильный подбор и расчет эластичных элементов подвески силового агрегата, трансмиссии, ходовой части, системы выхлопа и т.д., - все еще не справляются со своей задачей. В мировом автопроме конкурентоспособность современного автомобиля зависит от того, насколько грамотно он будет сконструирован, в том числе и с точки зрения шумо- и виброхарактеристик. Большинство же отечественных автозаводов продолжают выпускать автомобили, не вписывающиеся не только в евростандарты, но даже в необходимый ГОСТ. Несмотря на то, что в конструкции автомобиля присутствуют системы, отвечающие за виброизоляцию кузова от виброактивных агрегатов и систем, внутри пространства салона уровень акустического комфорта пока явно недостаточен. В этом случае на помощь производителям приходит пассивный метод борьбы с шумами, заключающийся главным образом в применении широкого ассортимента вибро-, шумопоглощающих материалов (рис. 3 и 4).

Установка дополнительной шумоизоляции поможет за разумные деньги получить автомобиль классом выше. К примеру, комплесная установка шумоизоляции на автомобиле ВАЗ-2110 позволяет снизить уровень внутреннего шума с 76 db до 74,5 db (испытания при интенсивном разгоне автомобиля на 3 передаче), что соответствует снижению интенсивности звука на 40% и звукового давления на 20%. Учитывая тот факт, что шкала измерения шума в db логарифмическая, а, следовательно, весьма и весьма насыщенная, достигнутая разница уровней внутреннего шума действительно впечатляет.

Игорь Лебедев, Марина Захаренко (журнал "Автостандарт")
(с)[/spoiler]
[*:3pcbuaup] [spoiler=Тише едешь – дальше будешь!]Тише, имеется в виду, в тишине. В таком понимании, действительно, чем тише едешь, тем будешь не только дальше, но и лучше, быстрее, веселее и здоровее! Молчание? Скорее, тишина – золото! По этой жизни, часы, а на кругло, годы, проводим мы в автомобилях. Выматывает, тряска, пробки, бестолковые водители и нескончаемый шум, связанный с движением. Привыкли? А вы прислушайтесь! Гудят покрышки, рычат движок и выхлопная, гремит подвеска, дребезжит кузов, скрипят трущиеся детали салона… Даже приемника не слышно! Совокупность всех шумов создает в автомобиле утомительный, вредный, а порою и опасный для здоровья фон. И трасса свободна, и проехал всего-ничего, а голова уже тяжела. Мы боремся с бытовыми, производственными шумами, так давайте возьмемся и с транспортными. Операция по обработке кузова и салона шумо-вибро-тепло изолирующими материалами необходима каждому автомобилю. Каждому! Конечно, степень обработки существенно зависит от модели транспортного средства, его возраста, от того, насколько производитель о подобной изоляции побеспокоился. Если отечественным моделям строго показана полная, комплексная изоляция, то продвинутым иномаркам нужна лишь фрагментарная. В результате испытаний, проведенных специалистами лаборатории «Стандартпласт» выявлено, что после дополнительной обработки ВАЗ21099 уровень шума в ней (при разгоне с 60 км/ч до 90 км/ч на третьей передаче) снижается почти на 4 децибела (в два раза!), а звуковое давление уменьшается на 25%! За услугой по шумоизоляции обращаются владельцы и «Жигулей», и «Лексусов». В некоторых новых «китайцах», «корейцах» и даже «японцах», в полностью закрытом салоне, слышно, как воробьи на улице чирикают! Владельцы всех авто отмечают значительно повышение качества звучания аудио систем даже после частичной обработки по плану «Правильный звук» или «Демпфирование дверей». Так, с точки зрения профессионалов, доработка штатной аудио системы начинается с замены убогих штатных колонок, на продвинутые, с обязательным демпфированием дверей шумоизоляционными материалами. Процесс дополнительного демпфирования дверей позволяет не только удалить все лишние шумы, производимые деталями автомобиля, входящими в резонанс со звучанием акустики, но превратить дверь в полноценную, классическую изолированную закрытую акустическую систему. Звук приобретает сочные тона, становится насыщеннее, «прозрачнее», причем во всем диапазоне частот, значительно выразительнее проявляются низы, исчезает бубнение и дребезг. При замене заводских колонок, предназначенных для работы в свободном объеме, на высококачественные для закрытого объема, приходится уменьшать рабочее пространство акустики. Классический способ создания объема дополнительными коробами трудоемок и дорог. Гораздо проще из виброизоляционного материала серии «БиМаст» изготовить «мешки», в которые потом помещаются колонки. Задача опытного поиска нужного объема, в этом случае, сводится к увеличению/уменьшению «мешка». Ничего нет проще, чем лепить и перелепливать такой мешок из «БиМаст», как из пластилина. Специалисты по автозвуку помогут с выбором материалов, посоветуют, как лучше производить такие работы, предложат подобную услугу. Средняя цена с учетом ст-ти материалов 1000 руб. за демпфирование одной двери. Полная, комплексная шумовибротепло изоляция автомобиля позволяет значительно снизить шумовой фон в салоне. Такая операция состоит из решения четырех основных задач:
«Правильный звук» -- решение, позволяющее значительно улучшить звучание автоаудио системы.
«Тихий двигатель» -- решение, позволяющее снизить шум двигателя и выхлопной системы, при разгоне, движении автомобиля и на холостом ходу.
«Тишина в движении» -- решение, позволяющее существенно снизить внешние шумы при движении автомобиля (шум дороги, шин, подвески и т.д.).
«Сохранение температур» -- решение, позволяющее значительно снизить скорость охлаждение салона (а главное двигателя) зимой, и нагрева салона летом.

Грамотный, профессиональный подход позволяет все эти задачи эффективно решить. После шумовибротепло изоляционной обработки владельцы не только поражаются мгновенным акустическим изменениям, но и далее, в процессе эксплуатации, отмечают снижение общей усталости от движения, субъективного чувства разбитости, загруженности и тяжести в голове. Материалы для шумовибротепло изоляции транспортных средств выпускаются несколькими российскими и зарубежными производителями. Про импортные и говорить не буду. Цена потолочная! Из отечественных, в первых рядах бренды «Виброфильтр», «Гермаст», «Стандартпласт – торговая марка StP». Последний, с моей точки зрения, наиболее оптимален в плане соотношения цена/качество. И не случайно. Ивановский завод «Стандартпласт» единственный в России обладатель аккредитованной акустической лаборатории. Поэтому, здесь и знают, как производить эффективную шумоизоляцию для транспорта. Поэтому, продукция именно этого производителя выбрана Российскими автозаводами и ведущими предприятиями по сбору иномарок в нашей стране. У торговой марки «StP» не только очень высокое качество при приемлемой цене, но и самый широкий из Российских производителей ассортимент материалов. Занимаясь обработкой автомобиля очень удобно работать с продукцией этого производителя, т.к. в одном месте можно приобрести весь спектр материалов, необходимых для комплексной шумоизоляции. Здесь представлены и вибропоглощающие, и звукопоглощающие, и звукоизолирующие, и противоскрипные материалы, специальные уплотнители и герметики. Ни один Российский производитель не может похвастаться таким богатством ассортимента! И любитель, и профессионал может подобрать здесь все необходимое для решения самой эзотерической подобной задачи, на любой вкус и кошелек. Одних только вибропоглощающих материалов представлено аж 8 видов! Потребителю предлагается не только листовой продукт, но и уже готовые комплекты. Комплекты бывают универсальные – подойдут, практически к любой модели легкового автомобиля и специальные, предназначенные непосредственно для обработки конкретной модели. Сегодня, наиболее популярны комплекты на отечественные машины и «Форд Фокус». Произвести шумовибротепло изоляцию машины можно и самому, но лучше поручить это дело специалистам. Требуется опыт и наличие специальных инструментов. Например, здесь не обойтись без мощного профессионального теплового пистолета (фена). Салон автомобиля разбирается до металла. Кузов обрабатывается жироудаляющими препаратами. После чего начинается нанесение материалов слоями: «Вибропласт», «Изотон», «Сплэн»… Особое внимание к перегородке между салоном и моторным отсеком, тоннелю коленвала, полу, дверям, крыше – ко всему! Часть материалов надежно прикрепляется к кузову с помощью термопистолета. Трущиеся между собой, скрипящие, дребезжащие детали салона обрабатывают специальными листовыми или ленточными уплотнителями: «Битопласт», «Маделин», «Гербэнт». Работать с продукцией очень удобно, все материалы имеют монтажный клеевой слой. Автомобиль собирается, производится пробная поездка. Слушают, где еще проявляются шумы, которые устраняются дополнительно. Процесс обработки легковушки листовым материалом занимает полный рабочий день бригады. Комплектом быстрее. Ну и наконец, не могу не отметить, что «StP» постоянно радует нас новыми разработками. Лабораторией завода создан новые материалы «Жидкий вибропласт» и «Жидкий металл». Первый предназначен для внешней и внутренней обработки кузова в труднодоступных местах, предоставляет потребителю целый симбиоз уникальных качеств: вибропоглощение, антикоррозийный и антигравийный эффекты. Второй позволяет за небольшие деньги значительно повысить прочность кузова, а значит продлить срок его службы, повысить эксплуатационную безопасность автомобиля.
(с)[/spoiler]
[*:3pcbuaup] [spoiler=Практика самоизоляции]Про музыку, которую вы не заказывали
ВАЗ-2106

От редакции: традиционные герои этой рубрики - люди, профессионально звуком не занимающиеся. В данном случае традиция нарушена почти демонстративно. Руслан Тарасов - ведущий эксперт журнала «Салон Audio Video», да и к мобильному звуку отношение имеет отнюдь не отдалённое, отметим лишь, что весной 1998-го Руслан, тогда - один из экспертов журнала «Автопилот», по своей инициативе устроил первый в России конкурс мобильных аудиосистем под названием «Аудиопилот», а уже летом того же года стал одним из судей на первых полноформатных соревнованиях в Тушине. Но тут вдруг прожжённого профессионала пробило на самодеятельные опыты с благородной, хотя на первый взгляд - нереальной целью укротить неукротимое. Это значит - побороться с шумами в автомобиле, рождённом быть шумным. Причём побороться, как и полагается в этой рубрике, врукопашную.

Возможно, моя жизнь была бы свободна от этого опыта, если бы не привычка крутить головой во время движения. Качу, стало быть, на своей белой «шестерке» (ВАЗ, а не BMW, или у вас неверное представление о труде журналиста и его плодах). Глазею по сторонам и вижу, как съезжает с автовоза точно такая же, но новенькая. И не овощного цвета (сами знаете, какие колеры ввел в моду «АвтоВАЗ»), а ярко-красная что твоя «Тестаросса»! Не совладал с чувствами, грешен. На следующий день занял денег, забрал эту (похоже - именно эту) машину из автосалона, застраховал и даже успел получить от гаишников государственные регистрационные знаки и заплатить первый штраф за превышение скорости.

В данной и последующей цепи событий это было самым осмысленным решением. Установку сигнализации, конечно, тоже стоит причислить к разумным поступкам. Далее в планах ничего оригинального не предвиделось: оттирка-протяжка, антикор-подкрылки, коврики-динамики. Но тут я увидел еще один знак свыше - огромную вывеску известной исталляторской фирмы, с главой которой я знаком хорошо и давно, вместе судили в Тушине, это 7 лет назад. Решил так: заеду, поговорю с гуру, может, что посоветует.

Спецы, привыкшие с закрытыми глазами разбирать «Гелендвагены» и «Бентли», наверно, меньше удивились бы настоящей «Тестароссе», но цвет похвалили. Я обрисовал задачу (хай-энда, дескать, мне дома и на работе хватает, поэтому ставим какую-нибудь «головешку» и парочку динамиков). Выслушав меня, гуру дал длинный и эмоциональный прогноз. После литредактора прогноз стал коротким: «Получится ..., полное ..., и ты эту ... будешь каждый день слушать».

Когда человек так внятно излагает, да еще кубки с автозвуковых соревнований сваливает в ящик, потому что на шкафах места им уже нет, трудно не поверить. Вот и во мне загорелся спортивный азарт. Спустя несколько дней в машине появились шикарные подиумы и аудиофильские кабели, спереди встала компонентная акустика Morel, сзади, на специальной полке из MDF - парочка мощных 6 х 9 той же марки. От усилителей и сабвуфера я все же отбился, и, считаю, удачно. Не из-за экономии, а исключительно из-за результата - в системе и так есть и низкий бас, и приличная динамика.

Однако наслаждение новеньким авто и звуком прошло вместе с отпуском. Это, кстати, второй безумный поступок: поехать в Крым без ковриков, понимаешь, и без подкрылков, да еще на машине, которая только что не без проблем прошла первый ТО. Если говорить об отдыхе как таковом, сложилось все в высшей степени удачно. Но за три тысячи километров пути пришлось переосмыслить качество всего сделанного.

Итак, аудиосистема есть, и при всей простоте играет очень неплохо. Однако в самом автомобиле нет условий, чтобы слушать что-то, кроме попсы голимой. Дело даже не столько в шумности «классики», сколько в наличии у нее собственного «бэк-вокала» - изрезанная пиками и провалами АЧХ, если промерить фронт и тыл по отдельности, свидетельствует о множестве кузовных резонансов.

Разум подсказывал сделать тотальную акустическую доводку салона и всего кузова. Но он же кричал, что стоимость подобной работы зашкалит за все мыслимые пределы: по самым скромным подсчетам, 800 долларов - пятая часть стоимости самого автомобиля!

Неделя, а то и две, были посвящены аутотренингу: «тебе это не надо, тебе это не надо...». Чтобы укрепиться в этой мысли, я копался в Интернете, разглядывал жуткие фото разобранных до костей машин, читал критические отзывы на форумах и собирал всякий компромат на шумоизолирующие материалы. Результат оказался ровно противоположным.

Можно, во-первых, сэкономить едва ли не вдвое, если сделать шумоизоляцию своими силами - под пиво и шашлычок, в выходные, на даче с друзьями. Однако мысль совместить полезное с приятным была не главной. Еще я думал, что при грамотном подборе свойств и количества материалов индивидуально к «шестерке» можно сделать бескомпромиссную акустическую доводку, а не типовую, которая предлагается в виде готового комплекта ШИ за те же деньги. А когда в офисе компании «Технология звука», которая провела со мной неоценимые консультации, дали почитать толстую книгу о теории ШИ (изданную, кстати, смехотворным тиражом в 170 экземпляров), мне и вовсе почудилось, что я овладел сокровенным знанием. Сидеть после этого сложа руки было выше моих сил.

Выбирая материалы, я ориентировался в первую очередь на те, что наиболее эффективны. По этой причине «стандартпластовские» изделия отпали, несмотря на простоту обращения с ними - готовый «классический» пакет показался легковесным даже с дополнительными комплектами. Применить же «тяжелую артиллерию» в лице новых суперматериалов Dop.Ru меня отговорили - пояснили, что рассчитаны они на профессионалов, а не лохов, которые промышленный фен от дрели отличить не могут (это я не про себя, я могу. Это я с целью классификации). Из доступных на нашем рынке остался классический Noisebuster.

Чего и сколько? Тут возникла целая теория шумоизоляции «шестерки». В этой машине источником шума является все: мотор, трансмиссия, аэродинамика, подвеска. Резонировать также может любая деталь кузова - в то время, когда ВАЗ-2106 (а вернее, ещё Fiat 124) был в проекте, конструкционной акустике значение придавали куда меньшее, чем теперь. Поэтому задача номер один - подавить все звуки, которые свободно распространяются по кузову. Толстая штатная войлочно-битумная шумоизоляция в этом качестве слаба - она не глушит металл, а лишь блокирует шум, который от него исходит. Я же (сказал я себе) сначала заставлю замолчать жесть везде, где это возможно (назовем это этап 1), а уж после займусь изоляцией от прочих источников шума (этап 2).

Самый эффективный вибродемпфер - 5,5-миллиметровый битумно-полимерный фольгированный материал Damping Faced-10AL. Проблема лишь в том, что три листа размером 600 х 525 весят почти десять кило. Чтобы укрыть весь пол и четыре арки в салоне, обработать весь моторный щиток, потребуется листов 18, а это, извините, вес еще одного пассажира! Да и неразумно. В зонах так называемой акустической тени можно класть более легкие ШИ, а вибродемпферы наносить даже лишь на часть поверхности. Применительно к ВАЗ-2106 это означает, что для борьбы с вибрациями моторного щитка (за ним - самый трудолюбивый источник шума), пола в передней части салона (через него проникает шум, отраженный от дороги) и тоннеля над КПП вплоть до подвесного подшипника сплошным слоем надо прикатать DF-10AL. Заднюю часть салона и часть багажного отделения обработаю битумным вибродемпфером Isolermat-7 (он без фольги, легче и существенно дешевле). Обрезки тоже в ход пойдут. Фольгированными будет оклеен вентиляционный короб со стороны мотора, обычными - силовые элементы кузова в местах крепления реактивных штанг моста. Поскольку верхняя часть моторного щитка в «классике» двойная, имеет смысл дополнительно обработать и ее, причем со стороны мотора, а для этого лучше применить более легкий термостойкий фольгированный вибродемпфер Damping Faced-3AL. Одного листа, раскроенного на кусочки, вполне хватит, остальные материалы придется брать по 9 листов.

Двери, свободные от акустики (у меня мидбасы в кикпанелях) не так нагружены вибрацией, утяжелять их вибродемпферами сверх необходимого чревато для петель. Внутри они будут проклеены легким и жестким Damping Front Faced-3,6. Материала уйдет листа 4. Но еще столько же полотен придется раскроить и прикатать к обширным кузовным элементам багажного отделения, включая, разумеется, и его крышку - они, как известно, гундосят даже от человечьего голоса.

По ходу работы над дверьми, которые без сноровки изнутри толком не оклеишь, в голову пришла еще одна идея. Вернее, попался на глаза аэрозоль с битумно-полимерным антигравием HB Body 950. Среди прочего читаю: «Применяется также для обработки внутри дверей. Снижает шум». Не знаю, насколько хорош он как шумопоглотитель, но после оклейки DFF-3,6 два баллончика этого состава окончательно избавили все четыре двери от характерного металлического звона при закрытии. По той же причине я не стал обрабатывать двери пенополиуретановой ШИ, как планировалось сначала.

Кто знает, сколько мороки доставляет натяжной «классический» потолок, меня поймет. Побарабанил на всякий случай по крыше снаружи - звенит, зараза, но не очень, все-таки какая-то шумоизоляция есть. Короче, потолок тоже оклеивать я не стал - поленился.

А вот все пластиковые детали салона и багажника стали объектами серьезного акустического апгрейда. Оклейка выполняется, кстати, легко и быстро - предназначенный для этого Isolermat-4 (ушло 4 листа) принимает какую угодно форму. На этом борьба с вибрациями и резонансами закончилась.

Второй этап заключался собственно в ШИ. Предстояло выбрать из трех вариантов. Положить обратно штатную «шумку». Применить специальный вспененный шумопоглотитель с нанесенной на него лавсановой пленкой (кстати, крышку капота теперь у «шестерок» на заводе оклеивают именно таким материалом, а не «дубленкой»). Третий путь - комбинированный. Он и пришелся мне по душе.

Для передней части салона и приборного щитка был отобран новый звукоизолятор Dop.Ru SI-15. Двух листов метр на метр хватило более чем, а обрезки пошли внутрь ниш, где стоят подиумы с акустикой. Для задних арок пришлось выбрать более тонкий шумоизолятор из ассортимента Noisebuster. В остальные части салона вернул на место заводской войлок с битумным слоем. Еще одну шумную деталь - место, где выходит кулиса КПП - оказалось проще закрыть пластиковой накладкой, купленной за 200 рублей, которую изнутри тотально обработал остатками штатной «шумки». Если от нее отделить тонкий пленочный слой (делается это, правда, не без труда), а потом слегка разогреть, она отлично приклеится к пластику или металлу.

После сборки меня ждал сюрприз. Раньше на скорости 90 - 100 км/ч я не слышал работающего на малых оборотах вентилятора отопителя, а теперь стал воспринимать только его - гул двигателя и колесный шум на фоне работающей крыльчатки едва заметны. И еще один парадокс: моторный звук слышится отчетливее, несмотря на снизившийся уровень. Для себя я объяснил это тем, что из спектра исчезли кузовные резонансы, которые раньше МАСКИРОВАЛИ рев движка. Но главное - появилась долгожданная ясность и в звучании аудиосистемы (полный анализ со спектрограммами приведен отдельно).

Поделюсь еще несколькими мыслишками. После обработки шум стал просачиваться в салон, в основном через короб отопителя, который обрабатывать шумоизолирующими материалами считается делом неблагодарным. Но это как посмотреть. Если речь идет о шуме вентилятора отопителя - это да, через поток воздуха все равно будет слышен гул. Если же рассматривать все детали воздухопритока как элемент, через который проникает также и шум из моторного отсека, тогда еще есть за что побороться. И в двери ШИ все же стоит добавить.

Второе наблюдение: как ни глуши вибрации моторного щитка, но если СПЛОШЬ не закрыть его поверхность шумоизолятором со стороны салона, источником шума станет любая прореха в защите. А таких прорех под приборным щитком ВАЗа полно.

Третье. Между кузовом и крышкой капота есть резиновый уплотнитель, который блокирует шум на пути к лобовому стеклу. Однако вдоль крыльев рев мотора проникает почти беспрепятственно. Я наклеил узкие полоски шумопоглотителя с внутренней стороны капота в местах, где он прилегает к желобу. Сущий пустяк, а сработало.

И последнее. Штатная ШИ все-таки очень эффективна, особенно в области «звонких» шумов. Хорошо, что меня не угораздило выбросить оставшиеся детали. Положить их под ковер в переднюю часть салона теперь проблематично, но если отделить войлок (в нем теперь и надобности нет), битумная основа, думаю, отлично растянется поверх звукоизолятора Dop.Ru. В учебнике по шумоизоляции есть пример даже такого слоеного пирога - правда, применительно к строительным механизмам, тракторам и танкам. Но меня это не остановит. Да и на даче запасы пива еще не иссякли.
(с)[/spoiler]
[*:3pcbuaup] [spoiler=Теория шумоизоляции]Шумоизоляция - весьма ответственный шаг. Прежде чем возводить оборонительные укрепления, необходимо изучить своего врага. Итак, что такое шум и что его порождает? Основным источником напасти являются всевозможные вибрации и колебания панелей кузова, которые провоцируют набегающие потоки воздуха и неровности дорожного полотна. Основную лепту в шумовое сопровождение, как правило, вносят двигатель, агрегаты трансмиссии и взаимодействие шины с дорожным покрытием. Спектр генерируемых ими частот весьма широк: практически весь слышимый человеческим ухом диапазон: от 20 до 20 000 Гц. А поскольку кузов автомобиля можно сравнить с барабаном, то гуляющие внутри его звуковые волны различных частотных диапазонов накладываются, гасят друг друга и в итоге получается некий коктейль, который и атакует наши уши.
Вообще, шумообразование в каждом конкретно взятом автомобиле это весьма сложный, необъятный и неизученный до конца процесс. Именно поэтому при возведении укрепсооружений необходим индивидуальный подход. Понятное дело, разработка противошумной защиты требует применения весьма дорогого оборудования, инструментов и является прерогативой специальных акустических лабораторий, которые имеются при крупных автозаводах или институтах. Представляете, какой это титанический труд - исследовать процесс колебания каждой панели кузова. Ведь характеристика ее вибрации зависит не только от скорости движения авто, качества дорожного полотна, но и от многих других факторов. Однако не будем глубоко внедряться в теорию процессов, а постараемся на пальцах разобрать методы борьбы с шумом и победить супостата. Шумоизоляция автомобильного кузова строится из материалов трех видов: вибродемпфирующих (вибродемпферов), шумопоглощающих и шумоизолирующих. Причем последнюю категорию с точки зрения тюнинга мы сознательно исключаем, как условно работающую. Почему, объясним ниже. А пока рассмотрим широко применяемые и прекрасно себя зарекомендовавшие первые две группы. Начнем с вибродемпферов. Гаси колебания!
Принцип их работы основан, прежде всего, на искусственном утяжелении металлической панели кузова. Ведь легкий лист проще раскачать, нежели тяжелый. Второй секрет вибродемпфера кроется в его структуре. Действующая на оклеенный лист металла вибрация автоматически передается и на демпфер, который за счет сдвига (на молекулярном уровне) в толще слоя материала преобразует механическую энергию в тепловую. Иными словами, мы имеем дело с неким подобием амортизатора. А то, насколько эффективно протекает процесс затухания волн, зависит от свойств материала и характеризуется так называемым коэффициентом механических потерь, который лежит в пределах от нуля до единицы. Причем нижний предел - ноль - говорит о том, что возмущающие колебания не затухают вовсе (материал неэффективен), а напротив, чем ближе показатель к единице, тем эффективнее демпфер.
Коэффициент зависит от множества факторов, главенствующее значение среди них имеет состав и структура материала. Сегодня большое распространение получили битумнополимерные вязкие композиты, в которые в строго определенной пропорции введены различные наполнители. Каждый производитель имеет свою формулу, которая является секретом фирмы. Гриф "совершенно секретно" лежит и на составе клея (защищен специальной пленкой), который обязан обеспечить материалу великолепную адгезию с панелью кузова и сохранять свои свойства в широком диапазоне температур. Естественно, ни одна клеевая композиция не будет эффективно работать на грязной, жирной или обработанной антикором поверхности. Мало того, прежде чем приклеить вибродемпфер, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями завода-изготовителя. Есть масса материалов, на которые нанесен так называемый термоадгезивный клей. Его и обрабатываемую поверхность, для надежного соединения, требуется хорошо прогреть до определенной температуры с помощью промышленного фена. Нагрев необходим также и для того, чтобы качественно уложить вибродемпфер на поверхность сложной геометрической формы. Контакт должен быть 100% - воздушные пузыри и пустоты недопустимы! Кстати, с лицевой стороны вибродемпферы также могут иметь покрытие из металлической фольги, специальной бумаги или ламината. Этот тонкий панцирь не только препятствует разрушению материала и защищает его от воздействия агрессивной внешней среды, но и в некоторых случаях удваивает (!) его демпфирующие свойства. В ряде случаев защитный верхний слой является и звукоотражателем (звукоизолятором). Некоторые производители допускают также окраску элементов виброзащиты. Вибродемпфирующие материалы наносят на вибронагруженные участки кузова, к примеру, на тоннель кардана, панели кузова, отделяющие моторный отсек от салона, арки колес, панели крыши и дверей. Одним словом, везде, где могут возникать вибрации, необходимо применять вибродемпферы. Однако использовать для защиты кузова один и тот же тип материалов невозможно. Везде есть свои нюансы и тонкости. Так, если использовать для обработки потолка материалы с большой погонной массой, то они могут не удержаться на горизонтальной поверхности, и в один прекрасный день потолок вашего авто провиснет! И потом, чем толще демпфер, тем сложнее произвести обратную сборку обшивки. Начинка будет топорщиться и не позволит вернуть на место снятые детали. Предвидя такой поворот событий, фирмы-производители шумоизоляции предлагают, как правило, целую гамму вибродемпферов различной толщины и эффективности. Большое значение уделяется и температуре плавления составов. Ведь температура щита моторного отсека и арок колес может различаться в разы, а вышеупомянутый коэффициент механических потерь имеет свойство меняться с изменением температуры. И, наконец, последнее. Вибродемпфер подавляет низкочастотную составляющую шума, которая лежит в пределах диапазоне от 20 до 500 Гц. Для борьбы с высокочастотным шумом довольно часто применяются шумопоглощающие материалы.

Поглотители шума

Данный тип материалов имеет абсолютно иную структуру и принцип работы. На первый взгляд, шумопоглотители очень напоминают обычный мелкоячеистый поролон. Однако последний не может противостоять шуму по определению. Дело в том, что структура шумопоглощающего материала, в отличите от "двойника", имеет ячейки строго определенного размера, которые связаны между собой хаотично. У поролона они как бы нанизаны на ниточку.
Работает материал следующим образом. Звуковая волна спектра средних и высоких частот попадает внутрь материала и, переходя из ячейки в ячейку, теряется в бесконечном лабиринте, слабеет и затухает. Грубо процесс напоминает работу классической безэховой камеры в миниатюре. Только камер этих миллионы. Эффективность работы шумопоглощающего материала, изготовленного, как правило, из пенополиуретана, зависит от его толщины. Чем она больше, тем лучше. Подобно вибродемпферам, поглотители шума покрыты сверху специальной пленкой, с той лишь разницей, что она звукопроницаема (как правило, на 94-96%). Ведь звуковая волна должна попасть в ячейки и затухнуть, а не отражаться от поверхности.
Зачем же нужна защитная пленка? Дело в том, что шумопоглощающие материалы очень нежные и боятся влаги, масла, прочих химически активных веществ, которые заполняют собой поры и выводят их из строя. Бесспорно, если удалить пленку, то защита станет несколько эффективнее. Но ведь автомобиль эксплуатируется не в тепличных условиях. Кстати, чтобы минимизировать процент отражения звуковых волн, пленка наклеивается либо паутинным, либо точечным методом. Ведь там, где присутствует клей, звуковая прозрачность попросту исчезает. Кстати, многих тюнингеров сбивает с толку серебристый цвет фольги, которую принимают за алюминий. Это не так. Пленка есть не что иное, как лавсан специального химического состава.
Шумопоглощающие материалы наклеиваются на капот, раньше там вешали некое подобие попоны. Эффективность их работы могут подтвердить владельцы вазовских экспортных "девяток", а также обладатели дизельных "четверок" и "Нив". Этими материалами также обрабатывают и внутренние панели дверей, дабы подавить блуждание звуковых волн в акустически замкнутом пространстве. Если этого не сделать, то встроенные в двери динамики не смогут качественно звучать. Дополнительная обработка актуальна и для панели потолка и багажного отделения при установке в него сабвуфера. Некоторые тюнинговые студии часто используют при шумоизоляции салона сендвичи из описанных выше материалов. Как показывает практика, трехслойная комбинация (вибродемпфер/шумопоглотитель/вибродемпфер) весьма эффективно работает на полу кузова в районе ног водителя и переднего пассажира, а также на тоннеле кардана или глушителя. Кстати, качественно уложенная звукоизоляция, благодаря своим прекрасным адгезионным свойствам, является прекрасной антикоррозионной защитой внутреннего пространства салона. Комплексная обработка салона автомобиля противошумными материалами позволяет снизить уровень шум в салоне на 50%. Никакие полумеры не дадут такого внушительного результата.
Пришла пора вернуться к началу нашего разговора о шумоизоляции и объяснить, почему мы исключили из своего арсенала звукоизолирующий материал. Причина проста. Чтобы этот материал заработал, теоретически необходимо тотально, без надрезов и отверстий покрыть им все панели кузова. А сделать это практически невозможно. Однако, несмотря на вышесказанное, как виброгасящие, так и звукопоглощающие материалы увеличивают изоляцию салона от нежелательных внешних звуков. При этом выполняя одновременно свою основную функцию и роль звукоизолятора.
И, наконец, последнее. Сегодня все чаще и чаще приходится слышать о таком понятии, как инфразвук. Он неуловим для человеческого уха, тем не менее присутствует в автомобиле. Заниматься исследованием этого явления стали после того, как водители некоторых автомобилей начали жаловаться на повышенную усталость, вызванную непонятными причинами. Причем последние сегодня уже установлены. Дело в том, что частотный диапазон инфразвуковых волн лежит в пределах 0,1-16 Гц и совпадает с собственными колебаниями сердца и других органов человека, что не может не влиять на их работу при возникновении резонансных явлений последнего. С этим надо что-то делать, а значит, есть работа для создателей принципиально новых устройств.
(с)[/spoiler]
[*:3pcbuaup] [spoiler=Шумоизоляция автомобиля]При выборе автомобиля, особенно недорогого, наличие и объем шумоизоляции редко является определяющим фактором. Но в процессе эксплуатации негативное влияние шумов, вибраций и скрипов в салоне может перекрыть все его достоинства.

Любой автомобиль заключает в себе массу источников шумов разного характера. Если в автомобилях бизнес-класса шумоизоляции и комфорту уделяют достаточно внимания, то в более доступных моделях штатной защиты от шума не всегда хватает. Поэтому нередко отзывы владельцев народных автомобилей содержат упреки в недостаточной шумоизоляции и наличии «сверчков». Для отечественных машин эта проблема еще более актуальна.

К решению проблемы шумоизоляции авто разработчики подходят с разных сторон. Наибольшее распространение получил метод дополнительной обработки автомобиля специальными материалами для шумоизоляции. Благо сегодня выбор материалов, равно как и фирм, предлагающих провести комплексную обработку автомобиля, предостаточно. Операция эта не сложная технически, но весьма трудоемкая, потому что для такой обработки придется разобрать весь салон и снять все декоративные обшивки. Соответственно цена за обработку всего кузова не всем будет по карману. В зависимости от поставленных задач можно выполнить либо частичную обработку отдельных элементов, либо, наоборот, усиленную обработку всех панелей кузова.

Выполнение шумоизоляции автомобиля представляет собой оклейку поверхностей кузова специальными материалами, различными по своей структуре. Если штатная обработка произведена с должным качеством, без вздутий и отслоений, то дополнительные листы наклеиваются поверх штатных. Если же заводская обработка не прилегает к поверхности должным образом, то ее частично либо полностью удаляют.

Все звуки-раздражители в автомобиле можно разделить на два класса в зависимости от типа источника звука: шумы и вибрации. Так, двигатель, трансмиссия, шины и внешняя среда создают шумы, которые слышны пассажирам в салоне. Вибрации кузовных панелей и деталей отделки салона возникают вследствие передающихся колебаний от систем автомобиля и ударов от неровностей дорожного покрытия. Бороться с ними необходимо комплексно. Для борьбы с каждым типом раздражителей применяются собственные материалы.

ВИБРАЦИИ

Для борьбы с вибрациями разработа-ны специальные материалы для шумоизоляции — вибро-демпферы. Поскольку вибродемпферы наклеиваются на поверхность первыми,с них и начнем.Те, кто видел такие материалы вживую, наверняка обратили внимание нато, что они достаточно тяжелые. Это связано с принципом их работы. Наклеиваятакой материал на панель кузова, мыутяжеляем ее. При этом порог возникно-вения вибраций повышается, так как тя-желый лист раскачать сложнее, нежелилегкий. Кроме вибраций эта группа мате-риалов уменьшает низкочастотный шум.Другая особенность виброизоляционных материалов — их структура.Эти материалы вязкие, и энергия виб-рации, приходящаяся на обработанный участок, преобразовывается в теп-ловую энергию. Эффективность этогопроцесса характеризуется величиной,называемой коэффициентом механи-ческих потерь. Эта величина зависит отнескольких факторов: как свойств само-го материала, так и состояния окружающей среды. Летом, когда на улице по-рядка 20 градусов подавление колебаний будет происходить более эффективно.Внешний слой вибродемпферов час-то выполнен из фольги, на которую, какправило, наносятся логотипы производителя. Но нанесение логотипов, как вы понимаете, совсем не главная задача этогослоя. Это покрытие обеспечивает защиту, препятствует разрушению материала и улучшает его демпфирующие свойства.

Вибродемпферы закрепляются на поверхности с помощью специально разработанных клеевых составов. Как правило, для повышения адгезии перед наклеиванием материал разогревается специальным строительным феном. Разогрев материала при наклеивании также необходим для обеспечения стопроцентного контакта на сложных криволинейных поверхностях. Конечно, перед оклейкой поверхность должна быть протерта и обезжирена.

Принципиально все вибродемпферы схожи, но у каждого производителя есть несколько альтернативных вариантов для обработки одних и тех же кузовных панелей. Сделано это для того, чтобы в зависимости от поставленных задач и марки автомобиля получить наилучший результат. Ведь чем толще материал, тем сложнее установщикам закреплять панели салона на своих местах. Чем масса материала для шумоизоляции авто больше — тем тяжелее придется дверным петлям, что будет актуально в автомобилях с большими дверями подобно ВАЗ-21083 (ВАЗ 2108)

Также при подборе комплекта материала для шумоизоляции автомобиля своими руками следует учитывать температурный режим работы. Так, например, температуры кузовных панелей в автомобиле разные, и если для салона и багажника этим можно пренебречь, то при обработке моторного щита об этом необходимо помнить.

ШУМЫ

Шумы по своей сущности принципиально отличны от вибраций, поэтому шумопоглотители имеют мало общего с вибродемпферами. Принцип работы шумопоглотителя заключается в том, что звуковая волна, попадая в слой материала, переходит из ячейки в ячейку и постепенно затухает. Чем толще будет материал, тем эффективнее будет его работа.

Величина, которая определяет эффективность работы материала для шумоизоляции автомобиля своими руками, называется коэффициентом звукопоглощения. Вычисляется она как отношение поглощенной звуковой энергии к падающей звуковой энергии.

Шумопоглотители внешне очень схожи с поролоном, но поскольку структура поролона принципиально отлична, его использование в качестве шумопоглотителя даст значительно меньший эффект.

Лицевая сторона шумопоглотителей покрывается блестящей пленкой. Ее функции сходны с функциями фольги у вибродемпферов: сохранить материал и не дать проникнуть в него посторонним жидкостям. Из-за своей структуры шумопоглотители подвержены воздействию влаги и других веществ, сопровождающих эксплуатацию автомобиля. Защитная пленка эта теоретически полностью звукопроницаема, в противном случае звуковая волна просто не пройдет внутрь материала.

Для выполнения бескомпромиссной обработки принято использовать несколько слоев материалов, наложенных один на другой: кузов — вибродемпфер — шумопоглотитель — вибродемпфер. Такой «сандвич» можно проложить по полу салона и в районе моторного щита.

Закрепленная согласно всем правилам шумоизоляция автомоибля является и антикоррозийной защитой для закрываемых поверхностей, так как благодаря отличной адгезии не пропустит влагу к металлу. Для достижения наилучшего результата целесообразно обработать антикоррозионным составом металл по периметру наклеенных листов. Если же вы совместите процесс антикоррозийной обработки и наклеивания изоляции, то сможете сэкономить время и деньги, так как процесс разборки-сборки салона не потребуется делать дважды.

От теории к практике или шумоизоляция автомобиля своими руками

Стоит ли тратить на шумоизоляцию средства и силы, каждый решает для себя. Из собственного опыта можем сказать, что, сделав полную шумоизоляцию автомобиля своими руками, вы, безусловно, почувствуете разницу. Но эффект может показаться недостаточным. После нескольких дней эксплуатации обработанного автомобиля аналогичная необработанная машина покажется вам настоящей «погремушкой», и сомнения в целесообразности потраченных средств сразу отпадут.

В ближайших номерах журнала «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» будут приведены практические рекомендации по обработке кузовных панелей вибродемпферами и шумопоглотителями, что поможет вам выполнить обработку своего автомобиля и избежать ошибок.

Для обработки автомобилей и нами был выбран материал для шумоизоляции автомобиля своими руками бренда KICX. Причин для этого было несколько. Во-первых, материалы KICX предназначены исключительно для профессиональной установки в условиях студии. Они разрабатывались именно для профессиональных инсталляторов, которые имеют достаточный опыт работы и стремятся к достижению максимального результата. Поэтому встретить их в розничной продаже практически невозможно.

Материалы бренда KICX имеют оптимизированные до реального максимума характеристики. Так коэффициент механических потерь материала EXTREME4, который был отобран для обработки пола салона, моторного щита и частично дверных панелей равен 0,4, что является очень высоким показателем среди подобных материалов.

Более тонкий вибродемпфер EXTREME2 также достаточно эффективен (КМИ=0,28) но при этом его масса более чем в два раза меньше, что очень важно при обработке дверей.

Серия вибродемпферов EXCLUSIVE сравнительно легко закрепляются на поверхностях сложных форм. Причем разогревать их феном при монтаже не требуется, что упростит инсталляцию без уменьшения общего эффекта. Для снижения уровня шума в тестовых автомобилях были использованы шумопоглотители серии ExtraBlock.

УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ
Тишина и комфорт в салоне для покупателей автомобилей представительского класса крайне важны. Понимая это, производители помимо совершенствования известных технологий разрабатывают новые. Так, например, один из подходов к снижению уровня шумов в салоне основан на их подавлении с помощью штатных динамиков аудиосистемы. Отслеживая уровень и характер шумов с помощью нескольких микрофонов, система посылает сигнал динамикам, и они выдают сигнал, аналогичный выявленному, но развернутый по фазе. Таким образом два сигнала компенсируют друг друга и уровень шума в салоне значительно уменьшается. Например, по заявлениям разработчиков автомобиля Honda Legend последнего поколения, используя этот метод, удалось уменьшить уровень шума в салоне на 10 дБ!
(с)[/spoiler]
  • bazula нравится это

#2 OFFLINE   Denis_ka

Denis_ka

    Клубный энциклопедист

  • Administrators
  • 15 589 сообщений
  • ОткудаРоссия, Владимир
  • Авто:
    1,4 TSI Manual 2T(LC9X) без подлокотника и без 2х л :)

Отправлено 12 февраля 2011 - 12:10

"ПРАКТИКА САМОИЗОЛЯЦИИ" /Журнал "Автозвук" • № 9 / 2005/

#3 OFFLINE   Denis_ka

Denis_ka

    Клубный энциклопедист

  • Administrators
  • 15 589 сообщений
  • ОткудаРоссия, Владимир
  • Авто:
    1,4 TSI Manual 2T(LC9X) без подлокотника и без 2х л :)

Отправлено 03 апреля 2014 - 10:38

Шумоизоляция своими руками (с) официальный сайт "Стандартпласт"


  • oleg3110_78 нравится это




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых